Часто задаваемые вопросы

Разъяснение ФЭД МВД России от 12.09.2017 г. №31/9-7949 по вопросу выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренного частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №. З-ФЗ «О полиции»

В связи с вступлением в силу марта 2011 года Федерального закона «О полиции» утратил силу Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», учитывая, что подполковник милиции в отставке М. уволен со службы в органах внутренних дел 10 октября 2011 года, на него распространяются нормы Федерального закона «О полиции».

Частью 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2015 г. № 15-ФЗ) было предусмотрено, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.

При этом статьей 56 Федерального закона «О полиции» действие положений статьи 43 данного закона распространено на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.

Учитывая, что нормами части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» с марта 2011 года определен размер ежемесячной денежной компенсации как разница между утраченным денежным довольствием по состоянию на день увольнения сотрудника со службы и назначенной пенсией по инвалидности, при этом положения пункта 22 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г. № 805, к расчету утраченного денежного довольствия М. не применимы.

 

Разъяснения ДПД МВД России по оплате услуг хранения вещественных доказательств по отдельным уголовным делам (письмо ФЭД МВД России от 21 апреля 2017 года № 31/5-3598)

В связи с многочисленными обращениями территориальных органов МВД России с вопросами по оплате услуг хранения вещественных доказательств по отдельным уголовным делам Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России направляет письмо Договорно-правового департамента МВД России с разъяснениями по данной проблеме.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 2 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК Российской Федерации) вещественные доказательства в виде скоропортящихся товаров и продукции, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью: возвращаются их владельцам; в случае невозможности возврата оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, на срок, предусмотренный частью первой статьи 82 УПК Российской Федерации; к материалам уголовного дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования); с согласия владельца либо по решению суда уничтожаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если такие скоропортящиеся товары и продукция пришли в негодность.

К таким видам вещественных доказательств могут быть отнесены рыба и икра.

Согласно части первой статьи 165 УПК Российской Федерации судебное решение о реализации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в

подпункте «в» пункта 1, подпунктах «б» и «в» пункта 2 части второй статьи 82 УПК Российской Федерации, в досудебном производстве принимается в порядке, установленном статьей 165 УПК Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 года № 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» утверждено Положение о реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения основаниями для передачи предметов, указанных в пункте 1 Положения, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) с целью реализации или уничтожения являются решение должностного лица органа, принявшего решение об изъятии предметов, указанных в пункте 1 Положения, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, или органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело, – в случае согласия их владельца либо решение суда, принятое в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, – в случае несогласия владельца или в случае, если владелец не установлен или его местонахождение не удалось установить.

Аналогичные требования к порядку хранения, реализации и уничтожению установлены УПК Российской Федерации (статьи 29, 82, 165) и Положением в отношении вещественных доказательств в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле. К таким видам вещественных доказательств могут быть отнесены морские и речные суда, орудия лова.

При этом необходимо отметить, что наложение ареста на имущество, признанное вещественным доказательством по уголовному делу, не препятствует принятию указанных выше решений, поскольку порядок хранения вещественных доказательств устанавливается статьями 81 и 82, а не статьей 115 УПК Российской Федерации. Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 906-0-Р.

Подпунктом 1.5 приказа МВД России от 30 декабря 2016 года № 946 «Об организации деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению сохранности и учета вещественных доказательств и иных изъятых предметов и документов» руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России поручено обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации при заключении договоров хранения с юридическими и физическими лицами. Заключение данных договоров осуществляется исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на содержание органа внутренних дел на текущий год на указанные цели.

Разъяснения Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России по вопросу правоприменения нормативных предписаний, регламентирующих вопросы установления должностных окладов и дополнительных выплат работникам системы МВД России

Согласно позиции ФЭД МВД России работникам системы МВД России должностные оклады и иные выплаты устанавливаются в соответствии с приказом МВД России от 27 августа 2008 года № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее – Приказ).

Указанным работникам выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада Приказом не предусмотрена.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30  декабря  2000  года  № 1027 «Об упорядочении  условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» был издан приказ МВД России от 2 марта 2001 года № 245 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 1027», которым предусматривалась выплата ежемесячного денежного поощрения работникам в размере одного должностного оклада.

Приказ МВД России от 2 марта 2001 года № 245 утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 11 августа 2010 года № 575.

Разъяснение ДПД МВД России от 14.12.2017 25/10239 на обращение МВД по Республике Калмыкия по вопросу о правомерности установления выплаты, предусмотренной  №3-ФЗ "О полиции"

В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее Закон о полиции) при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (далее — лицо, установившее инвалидность), ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее ежемесячная денежная компенсация).

Порядок предоставления единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 590 (зарегистрирована в Минюсте России З августа 2012 года, регистрационный № 25097, далее — инструкция).

На основании пунктов 9 и 11 инструкции решение вопроса о выплате единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации относится к компетенции соответствующей комиссии.

Согласно пункту 4 инструкции в случае гибели (смерти) сотрудника, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, причинения вреда имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам, кадровым подразделением органа (организации, подразделения) в течение 30 календарных дней проводится проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей и о ее результатах уведомляются заинтересованные лица.

Пунктом 23 инструкции установлен перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 6 статьи 43 Закона о полиции, в том числе заявление лица, признанного инвалидом, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении группы инвалидности и их причине.

На основании изложенного, выплата ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер и ее назначение должно осуществляться с даты подачи заявления на весь период установления инвалидности.

Согласно пункту 12 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской от 20 февраля 2006 г. № 95 (далее правила), инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Гражданам может быть установлена инвалидность без указания срока (пункт 13 правил).

В соответствии с пунктом 40 правил переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Таким образом, при повторном переосвидетельствовании лица, признанного инвалидом, и установлении инвалидности на новый срок гражданину, признанному инвалидом, необходимо до истечения срока, на который установлена инвалидность, предоставить справку, подтверждающую факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности. Повторной подачи заявления не требуется.

В случае переосвидетельствования лица, признанного инвалидом, после окончания срока, на который установлена инвалидность, гражданин вновь предоставляет документы, указанные в пункте 23 инструкции.

 

Куда можно пожаловаться на сотрудника полиции, и какие меры реагирования должны быть приняты по жалобе?

О противоправных действиях сотрудников полиции можно сообщить его непосредственному руководителю, в инспекцию по личному составу, в службу собственной безопасности органа внутренних дел, а также в органы прокуратуры. По обращению гражданина будет проведена служебная проверка, по результатам которой - определены меры реагирования.

На какой срок имеют право задержать человека в полиции?

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 « Сроки административного задержания» КоАП РФ.

Административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ (Ст. 94 УПК РФ «Основания освобождения подозреваемого).

Можно ли вызвать полицию, если поздно вечером или ночью во дворе под окнами шумят соседи или компания? Что полицейские могут сделать в этом случае?

Подобные действия будут квалифицироваться как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ). В таких случаях прибывшие по вызову сотрудники полиции обязаны немедленно потребовать прекращения противоправного поведения. А также обеспечить документирование противоправного деяния, а именно: составить протокол об административном правонарушении.

Что такое программа «Безопасный город»?

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» - это:

Внедрение программы «Безопасный город» позволит:

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования.

Какие документы имеет право требовать сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС), остановивший автомобиль?

Водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников ДПС передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) останавливать и досматривать автомобилистов?

Да, имеют. При наличии определенных оснований. Например, при нарушении ПДД, при наличии ориентировки о том, что данное транспортное средство находится в розыске или используется в противоправных целях.

При каких обстоятельствах сотрудник полиции может воспользоваться моим личным автомобилем? Вправе ли я ему отказать?

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами 

Имеет ли право полиция не приезжать на телефонный вызов? И если да, то в каких случаях?

Сотрудники полиции в любом случае обязаны приехать на вызов.

Я написал заявление о краже, какие документы мне должны выдать?

При личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел одновременно с регистрацией заявления (сообщения) о происшествии оперативный дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление. В нем указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Имеет ли право полиция не принять заявление? И если да, то при каких условиях?

Органы внутренних дел обязаны принимать все поступающие к ним заявления.

Как узнать информацию (ФИО, рабочий телефон, адрес и время приема граждан и т.п.) о своем участковом?

Информацию о своем участковом можно узнать в дежурной части территориального органа внутренних дел или на официальном сайте МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ.

Если позвонивший в дверь представился участковым, как проверить, говорит ли он правду?

Попросить его предъявить служебное удостоверение.

 

Надо ли звонить в полицию, если я стал свидетелем подозрительной ситуации, которая показалась мне имеющей отношение к совершению преступления? Обязана ли полиция принять и зарегистрировать мое обращение?

Большинство преступлений раскрывается благодаря активному участию граждан. Сотрудники полиции в любом случае обязаны принять и зарегистрировать ваше обращение.

Как поставить квартиру на вневедомственную охрану?

Нужно обратиться в территориальный орган внутренних дел, где сообщат адрес и контактные телефоны территориального подразделения вневедомственный охраны или непосредственно в территориальное подразделение вневедомственной охраны.

Существуют ли льготы по оплате услуг вневедомственной охраны? И если да, то какие?

При оплате услуг вневедомственной охраны для отдельных категорий граждан предусмотрены льготы, о которых можно узнать в комитетах социальной защиты населения по месту жительства.

Какие документы необходимы при сдаче экзамена по вождению?

Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию:

У меня угнали автомобиль. Где можно посмотреть, числится ли он во всероссийском розыске?

Обратитесь в ближайшее отделение ГИБДД, там установлены соответствующие базы данных.

В территориальном органе внутренних дел по месту подачи заявления об угоне.

Если в обычном паспорте России поставлена на стр.19 печать о пересечении границы Украины, действителен ли он?

В «Положении о паспорте гражданина Российской Федерации» дается исчерпывающий перечень отметок, которые там могут производиться. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Пункт 6 данного документа поясняет, что паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. Следовательно, паспорт с печатью о пересечении границы Украины будет считаться недействительным.

Что означает статус «не соответствует» или «не действительный» при проверке паспортов?

В п.12 вышеназванного Положения дается перечень оснований для замены паспорта. При их наличии основной документ гражданина Российской Федерации считается недействительным и подлежит замене. Вот эти основания: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Каким образом решается проблема внесения в паспорт гражданина Российской Федерации записи о национальной принадлежности?

В паспорте гражданина Российской Федерации не предусмотрена отметка о его национальной принадлежности.

 Что означает содержащийся в паспорте гражданина Российской Федерации реквизит «личный код»?

В ранее разрабатываемых редакциях проекта федерального закона «О государственном регистре населения Российской Федерации» предусматривалось законодательное определение термина «личный код», под которым понимается неизмененный идентификационный номер, присваивающийся лицу, учтенному в Регистре, т.е. систематизированном своде документированных персональных данных, формируемых на основе проведения государственного учета населения Российской Федерации. В этой связи пунктом 8 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, было нормативно закреплено внесение реквизита «личный код» в паспорт гражданина Российской Федерации. Однако, примечанием к пункту 5 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605, установлено, что реквизит "личный код" до разработки системы его присвоения временно не заполняется. В свою очередь МВД России выступило с инициативой об исключении из законопроекта «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» положений, касающихся включения в перечень сведений, вносимых в названные документы, реквизита «личный код».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России