О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ФАКТАМ НЕОБОСНОВАННОЙ ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. № 20-П провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства (статья 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П указал, что если добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает основной (единственный) источник дохода, который он получал в течение длительного времени, и если возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, то справедливое равновесие между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица оказывается нарушенным.

В то же время в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П, постановление Европейского Суда по правам человека от 15 сентября 2009 года по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Европейский Суд по правам человека также отметил, что социальное право может быть отменено, если оно предоставлено ошибочно (Постановление от 26 июля 2011 года по делу «Ивашкевич против Польши»).

Доводы о невозможности лишения предоставленной гражданину социальной выплаты были применены судебными инстанциями Республики Ингушетия при рассмотрении исков об аннулировании необоснованно выданных МВД по Республике Ингушетия удостоверений ветерана боевых действий и прекращении денежной выплаты. Суды признали данные действия МВД по Республике Ингушетия незаконными даже при отсутствии документального подтверждения участия истцов в боевых действиях. Также было признано незаконным утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия Положение о комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в части, возлагающей на данную комиссию полномочия по проверке и пересмотру материалов,  послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий.

Судьей  Верховного Суда Российской   Федерациив передаче кассационной жалобы МВД по Республике Ингушетия на судебные акты, установившие отсутствие у комиссии данного подразделения МВД России полномочий по рассмотрению документов в целях пересмотра ранее принятых решений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, было отказано с указанием того, что исходя из конституционного и международно-правового принципа правовой определенности, правовой предсказуемости и сохранения разумной правовой стабильности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже признанное, предоставленное и реализованное право и изменения правовых ожиданий гражданина решения МВД по Республике Ингушетия о признании ошибочно выданным удостоверения ветерана боевых действий и его изъятии являются незаконными.

ДПД МВД России определение об отказе в передаче кассационной жалобы 6 июня 2018 года было отменено через обжалование на имя заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кассационная жалоба была принята к рассмотрению и кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. № 26-КГ 18-22 в иске было отказано.

В кассационном определении от 17 августа 2018 г. № 26-КГ 18-22 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой МВД России и его территориальные органы в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений, в том числе в виде аннулирования ошибочно выданных удостоверений ветерана боевых действий, после чего Судом было удовлетворено 46 кассационных жалоб ДПД МВД России и МВД по Республике Ингушетия об обжаловании судебных актов о признании незаконными решений МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверений ветерана боевых действий, выданных в отсутствие правовых оснований.

Данный положительный опыт позволил выделить следующие основные положения, подлежащие учету при принятии решений об аннулировании удостоверений ветерана боевых действий.

Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. № 282 (далее - Инструкция), установлено, что удостоверения ветерана боевых действий выдаются кадровыми, включая ДГСК МВД России, и пенсионными подразделениями системы МВД России (пункт 2) при наличии указанных в пункте 3 Инструкции подтверждающих документов.

В целях разрешения вопроса об обоснованности выдачи удостоверения ветерана боевых действий и наличия подтверждающих документов в МВД России и его территориальных органах могут образовываться координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в сфере внутренних дел (подпункт 13 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее - Положение о МВД России), подпункт 11 пункта 14 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее - Положение о территориальном органе).

В случае наличия информации о необоснованной выдаче удостоверений ветерана боевых действий она подлежит проверке, в том числе путем ее рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (если такая комиссия была создана).

Согласно подпункту 16 пункта 20 Положения о МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе нормативным правовым актам МВД России, решения должностных лиц системы МВД России.

Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие правовые акты, изданные руководителями (начальниками) подчиненных органов и организаций (подпункт 20 пункта 19 Положения о территориальном органе).

В связи с этим решения о необоснованной выдаче удостоверений ветерана боевых действий подлежат отмене Министром внутренних дел Российской Федерации (в случае, если выдача удостоверения ветерана боевых действий производилась подразделением центрального аппарата МВД России) или руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне (в случае, если удостоверение ветерана боевых действий выдавалось должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 231 Закона о ветеранах ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах (включая военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации), имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 6 статьи 231 Закона о ветеранах).

Для предоставления государственной услуги в виду установления ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставляются документы о признании гражданина ветераном, в том числе удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (абзац четвертый пункта 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 353н).

Информацию об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, послужившего основанием для установления ежемесячной денежной выплаты согласно статье 231 Закона о ветеранах, подразделению МВД России необходимо доводить до соответствующего территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, который разрешает вопрос о возможности прекращения выплаты.

Статьями 137 и 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Судья принимает встречный иск в случае, если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска.

Учитывая изложенное, в случае оспаривания в судебном порядке действий подразделения МВД России по аннулированию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий подразделение может обратиться с просьбой к суду, рассматривающему дело о признании выданного удостоверения ветерана боевых действий недействительным.

При установлении факта необоснованной выдачи удостоверения ветерана боевых действий подразделением МВД России помимо действий по его аннулированию необходимо также рассматривать вопросы по привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников, выдавших удостоверение ветерана боевых действий в нарушение положений Закона о ветеранах и Инструкции, а в случае, если необоснованная выдача удостоверения повлекла предъявление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации иска о взыскании убытков, возникших в связи перечислением им ежемесячной денежной выплаты, который был удовлетворен, на основании статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта З2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо обращаться с регрессным иском к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого по выдаче удостоверения ветерана боевых действий было произведено указанное возмещение.

Одновременно обращаем внимание, что аннулирование выданных подразделениями МВД России удостоверений ветерана боевых действий является крайней формой исправления допущенной ошибки, которая может повлечь предъявление со стороны территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации иска о взыскании убытков. В целях недопущения указанной ситуации необходимо исключить возможность наличия данных ошибок путем выдачи удостоверений ветерана боевых действий строго на основании подтверждающих документов, определенных Инструкцией.

Статс-секретарь - заместитель Министра                                                                                                  И.Н. ЗУБОВ

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России