ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ II

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

21 сентября 2016 года

г. Элиста

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего -

членов президиума -

при секретаре -

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Элисте, Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о включении периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии и перерасчете начисленной пенсии за выслугу лет, переданное в Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия определением заместителя председателя суда от 12 сентября 2016 года, по кассационной жалобе МВД по Республике Калмыкия на решение Элистинского городского суда от 6 апреля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июня 2016 года.

Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителей Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия и Управления Министерства внутренних дел России по г. Элисте, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения истца Г, президиум

установил:

Г обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 18 августа 2015 года уволен со службы из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При этом период его службы с 1 марта по 1 июня 1995 года в качестве стажера по должности младшего инспектора 2 категории подразделения охраны ИТК-1 СИДиСР МВД Республики Калмыкия не рассчитан в льготном исчислении.

Просил суд обязать Управление МВД России по г. Элисте включить в выслугу лет для назначения пенсии указанный период в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца и обязать МВД по Республике Калмыкия произвести перерасчет ранее назначенной пенсии.

Решением Элистинского городского суда от 6 апреля 2016 года исковые требования Г удовлетворены. На Управление МВД России по г.Элисте возложена обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения службы истца с 1 марта по 1 июня 1995 года в органах уголовно-исполнительной системы в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца. На МВД по Республике Калмыкия возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Г с 19 августа 2015 года пенсии за выслугу лет с учетом прохождения службы с 1 марта по 1 июня 1995 года в органах уголовно-исполнительной системы в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июня 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

9 августа 2016 года в Верховный Суд Республики Калмыкия поступила кассационная жалоба МВД по Республике Калмыкия, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Г. Заявитель ссылается на то, что в силу закона служба истца в качестве стажера по соответствующей должности не подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении.

Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 сентября 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Калмыкия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Г приказом от 9 марта 1995 года № 27 л/с назначен стажером по должности младшего инспектора 2 категории подразделения охраны ИТК-1 СИДиСР МВД Республики Калмыкия с 1 марта по 1 июня 1995 года. Приказом от 6 июня 1995 года № 52 л/с назначен младшим инспектором 2 категории подразделения охраны ИТК-1 СИДиСР МВД Республики Калмыкия с 1 июня 1995 года. В дальнейшем проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на должностях младшего начальствующего состава.

Приказом от 18 августа 2015 года № 254 л/с уволен со службы из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

На момент увольнения выслуга лет истца составила: в календарном исчислении - 22 года 20 дней, в льготном исчислении - 24 года 11 месяцев 15 дней.

С 19 августа 2015 года отделом пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Калмыкия Г назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивалась без применения льготного исчисления к периоду его службы стажером с 1 марта по 1 июня 1995 года в органах уголовно-исполнительной системы.

При обращении в Управление МВД России по г. Элисте в зачете на льготных условиях периода службы с 1 марта по 1 июня 1995 года в качестве стажера по должности инспектора уголовно-исправительного учреждения Г было отказано.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что период службы Г в качестве стажера по должности младшего инспектора 2 категории подразделения охраны ИТК-1 СИДиСР МВД Республики Калмыкия засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца. При этом суд исходил из того, что период стажировки на должностях рядового состава учреждения уголовно-исправительной системы относится к службе в органах внутренних дел.

С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу части 1 статьи 10 указанного Закона сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ установлено, что для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

В заявленный для исчисления в льготном порядке период службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее - Положение о службе).

Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах  Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации,  которым  в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел до момента назначения на должность и присвоения специального звания.

В спорный период истец Г не был назначен на должность, и ему не было присвоено специальное звание.

Суды не приняли во внимание, что период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.

Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года 342-ФЗ.

В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.

Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются, в том числе периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).

Подпунктом «г» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,  учреждениях и  органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлены периоды службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца.

Так, служба в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным после 20 июля 1992 года засчитывается в льготном исчислении.

Таким образом, изложенные нормы не дают оснований для включения периода службы Г в качестве стажера по должности младшего инспектора 2 категории подразделения охраны ИТК-1 СИДиСР МВД Республики Калмыкия в выслугу лет в льготном исчислении.

Данный период службы в качестве стажера по соответствующей должности подлежит включению в выслугу лет только в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).

При таких обстоятельствах судебные постановления по настоящему делу приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, что в силу статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.

Принимая во внимание, что судами допущена ошибка в применении норм материального права, для исправления которой не требуется установления новых обстоятельств дела, президиум на основании пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым состоявшиеся судебные постановления отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия

постановил:

решение Элистинского городского суда от 6 апреля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 30 июня 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать Г в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Элисте, Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о включении периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии и перерасчете начисленной пенсии за выслугу лет.

Кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия удовлетворить.

Председательствующий

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России