Постановление ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Постановление

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

 января 2014 года                                                                                                             г. Элиста

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего

членов Президиума .

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Г к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании приказа об увольнении незаконным в части исчисления выслуги лет, о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов военной службы по призыву, прохождения службы в изоляторе временного содержания и конвойном подразделении, нахождения в служебных командировках, в календарном исчислении -учебы в среднем специальном учебном заведении, о назначении пенсии, переданное в Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия определением судьи от  2013 года по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от  2013 года.

Заслушав доклад судьи  об обстоятельствах дела, объяснения представителя Министерства внутренних дел Республики Калмыкия, поддержавшего кассационную жалобу, мнение Г, возражавшего против удовлетворения жалобы, Президиум

установил:

Г обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании приказа об увольнении незаконным в части исчисления выслуги лет, о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов военной службы по призыву, прохождения службы в изоляторе временного содержания и конвойном подразделении, нахождения в служебных командировках, в календарном исчислении - периода учебы в среднем специальном учебном заведении, о назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что с  1997 года по 2011 года проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Уволен со службы по сокращению штата, без права на пенсию. В приказе об увольнении указано, что его выслуга лет в льготном исчислении составила 16 лет 8 месяцев 3 дня. Не соглашаясь с расчетом выслуги лет, считает, что в выслугу лет необоснованно не включены в льготном исчислении периоды: прохождения военной службы по призыву - с  1994 года по  1995 года, в который он участвовал в боевых действиях на территории Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, из расчета один месяц службы за три месяца, а также нахождения в служебных командировках в составе мобильного отряда МВД РК на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия - с 2004 года по  2005 года и  марта по  2006 года, с  марта по  2008 года - участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, из расчета один день службы за три дня. Полагал, что в выслугу лет подлежали включению: в льготном исчислении из расчета один месяц за полтора месяца период работы в должностях милиционера группы конвоирования и милиционера-кинолога изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД- с 1998 года по 2002 года, в календарном исчислении - период обучения в училище - с 1991 по 1994 годы.

В связи с этим просил суд признать приказ МВД о  незаконным в части исчисления выслуги лет и обязать МВД зачесть в выслугу лет в календарном исчислении время обучения в рофессиональном училище - с 1991по 1994 годы, в льготном исчислении - периоды прохождения службы по призыву с 1994 года по 1995 года и нахождения в служебных командировках: с 2004 года по  2005 года, с  марта по  2006 года, с  марта по  2008 года - из расчета один месяц службы за три месяца, службы в изоляторе временного содержания и конвойном подразделении  РОВД с 1998 года по  2002 года из расчета один месяц службы за полтора месяца. Возложить на МВД обязанность назначить и выплачивать пенсию с момента увольнения, то есть с сентября 2011 года.

Решением городского суда от  2013 года в удовлетворении иска Г отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от  2013 года решение городского суда Республики Калмыкия от  2013 года в части отказа во включении в выслугу лет в льготном исчислении периода прохождения военной службы по призыву (срочной военной службы) отменено. На Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия возложена обязанность включить в выслугу лет Г период прохождения военной службы по призыву с 1994 года по 1995 года в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

7 октября 2013 года в Верховный Суд Республики Калмыкия поступила кассационная жалоба Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцировано, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж. Федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.

Дело истребовано судом для проверки в кассационном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены.

Отказывая в иске в части включения в выслугу лет Г периода прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении. В указанный перечень военная служба по призыву не входит.

Принимая решение о возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия включить в выслугу лет Г период прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении, судебная коллегия указала, что поскольку факт участия истца в боевых действиях в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте с  1994 года по 1995 года подтвержден записью командира войсковой части в военном билете, указанный период подлежит зачету в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца.

С таким  выводом суда кассационной инстанции согласиться нельзя.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля" 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном  обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно статье 18 Закона о пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая и третья).

Абзацем 1 пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Как следует из материалов дела,  1994 года Г был призван на срочную военную службу и проходил ее в войсковой части № . В период с 1994 года по  1995 года принимал участие в боевых действиях в Республике Чечня, что подтверждается записью командира войсковой части в военном билете.

Между тем указанный период срочной военной службы в силу перечисленных норм не относится к периодам, подлежащим зачету в выслугу лет на льготных условиях.

Ссылка истца на Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" необоснованная, поскольку данный закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 июля 2003 г. N 268-0 высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.

При таких данных следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении, в который военная служба по призыву не входит.

Таким образом, вывод судебной коллегии о том, что период участия истца в боевых действиях в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте с  1994 года по  1995 года подлежит зачету в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца, не соответствует нормам материального права и не основан на фактических обстоятельствах дела.

Учитывая изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от  2013 года в указанной части подлежит отмене, а решение  городского суда Республики Калмыкия от 2013 года -оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия

постановил:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 29 августа 2013 года в части возложения на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия обязанности включить в выслугу лет Г период прохождения военной службы по призыву с 1994 года по  1995 года в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца отменить. Решение городского суда Республики Калмыкия от 4 июля 2013 года в указанной части оставить в силе.

Кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия удовлетворить.

Председательствующий

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России